» » Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.
загрузка...

Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.

Триумф европейского кино в Америке.

21 апрель 2016 25 874 0
Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.


Оскар лучшим представителям зарубежного кино Академия начала вручать сразу после Второй мировой войны, но полноценной эта награда стала в 1957 году. Что характерно, досталась она фильму с европейским паспортом. Первым победителем стала драма с участием Джульетты Мазины и Энтони Куинна «Дорога» Федерико Феллини, впоследствии ставшего самых титулованным «оскароносным» иностранным режиссёром . Итальянскому классику не было равных и в следующем 1958, и 1963, когда он снова получил награду за свой, пожалуй, самый знаменитый фильм «8 с половиной». В 1974 Феллини получил свой четвёртый и последний Оскар – «Амаркорд».

Итак, Оскар за лучший фильм на иностранном языке – это Италия, Франция, Швеция, Дания, Испания, СССР/ Россия, Чехословакия / Чехия, Германия, Швейцария, Германия, Австрия, Голландия, Венгрия, Босния и Герцеговина.

Вторым после Феллини европейским лауреатом Оскара является швед Ингмар Бергман – «Девичий источник» (1960), «Сквозь тусклое стекло» (1961), «Фанни и Александр» (1983). Безусловно, каждый из этих фильмов должен присутствовать в нашем списке, но работы Бергмана и Феллини ценны и без американских статуэток – их видел любой зритель, претендующий на звание любителя кино. А вот картина «Воскресенья в Виль де’Эвре» Сержа Бургиньона, обладатель Оскара-1963, такой славой похвастаться не может. По нашему мнению, очень зря. С нее и начнем ...

Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.

Воскресенья в Виль-д’Эвре

Франция, 1962 / Реж.: Серж Бургиньон / В ролях: Харди Крюгер, Николь Курсель, Патриция Гоцци и др.

История необычной дружбы военного лётчика-инвалида и маленькой девочки, брошенной родителями, - это больше, чем просто кино. Снятый по одноимённой книге Бернара Эксаширьё фильм Сержа Бургиньона - это чёрно-белое полотно, полное холодных провинциальных пейзажей и трогательных красочных эмоций двух одиноких людей. Пьер после трагедии во время бомбёжки во Вьетнаме страдает от перманентной депрессии и частичной амнезии, Франсуаза ещё совсем ребёнок, но уже успела пережить двойное предательство – сначала её бросила мать, а теперь и отец, не желая воспитывать дочь в одиночку, оставляет девочку на попечение монахинь. Судьбе было угодно, чтобы эти две заблудшие души встретились поздним вечером на вокзале в Виль д’Эвре. Окружающий мир, полный пошлых подозрений и склонный во всём видеть только плохое, не даст двум наивным героям много времени, чтобы быть счастливыми. За отказ играть по взрослым правилам расплата будет вовсе не детской. Патриция Гоцци, сыгравшая Франсуазу, в скором времени оставила кино и сосредоточилась на семье и воспитании сына и дочери. Но одной своей незабываемой ролью в этой картине она по праву может считаться одной из самых ярких юных актрис, когда-либо появлявшихся на экране.

Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.

Вчера, сегодня, завтра

Италия, Франция, 1963 / Реж.:Витторио Де Сика / В ролях: Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Альдо Джуффре и др.

Оскар-1965 снова стал триумфальным для Италии. На этот раз заветная статуэтка досталась комедийной трилогии Витторио де Сика. Весь фильм представляет собой своеобразный пинг-понг двух легендарных артистов – Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, при чём каждый раз героиня Лорен кладёт своего соперника на обе лопатки. Сначала Аделина, потом Анна, затем Мара в последней новелле каждый раз добиваются своего от мужа/друга/любовника, используя весь арсенал игривых поз и сексуальной привлекательности. При просмотре обязательно появится ощущение, что именно так весело и эротично выглядело бы советское кино, если бы на территории великого и могучего был секс.

Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.

Мужчина и женщина

Франция, 1966 / Реж.:Клод Лелуш / В ролях: Харди Крюгер, Николь Курсель, Патриция Гоцци и др.

Клод Лелюш снял идеальный фильм о любви, о котором невозможно говорить без слов восторга и умиления. Спасибо Борису Пастернаку за его стихи, лучшего описания для победителя Оскара –67 и Каннов-66 просто нет. Заслуга появления этого шедевра лежит целиком и полностью на Клоде Лелюше, который спродюсировал и срежиссировал фильм по собственному сценарию на самой заре карьеры. Картина «Мужчина и женщина» стала его визитной карточкой, и Лелюш, не в силах противостоять её волшебству, дважды возвращался к любимой истории. Сначала с прямым продолжением – «Мужчина и женщина : 20 лет спустя» - в 1986-м с неизменными Жан-Луи Трентиньяном и Анук Эме в главных ролях, а совсем недавно режиссёр снял стилистическое продолжение – «Женщина и мужчины» (2010) с другими героями и актёрами, но на вечную тему. Скорее это была лишь ностальгия со стороны умудрённого опытом режиссёра, а не попытка достичь нового признания со стороны кинообщественности, ведь такой шедевр, как «Мужчина и женщина» удаётся снять лишь избранным и только раз в жизни.

Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.

Дело гражданина вне всяких подозрений

Италия, 1969 / Реж.: Элио Петри / В ролях: Джан Мария Волонте, Флоринда Болкан, Джанни Сантуччо и др.

За этим громоздким названием скрывается очень изящная картина итальянского режиссёра Элио Петри, сумевшего наполнить типичный сюжет о преступлении высшего должностного лица едкой сатирой и кафкианской атмосферой. Собственно именно цитата из Франца Кафки и стала рефреном для всего фильма : Каким бы он ни казался, он – слуга Закона. Он причастен Закону и суду человеческому не подлежит.

Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.

Скромное обаяние буржуазии

Скромное обаяние буржуазии

Спасибо Академии за это решение 1973-го года. Картина Луиса Бунюэля особняком стоит среди оскаровских победителей. Там ведь принято отмечать душещипательные драмы, искромётные комедии или пафосные масштабные эпические полотна, и Оскар для картины под авторством одного из главных художников сюрреализма от кино – это очень нестандартное решение для американских критиков. Которые, кстати, предпочли «Скромное обаяние буржуазии» нашему представителю, дошедшему до финального этапа – военной драме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Его «Андалузский пёс», совместный с Сальвадором Дали гимн сюрреализму, вышел более сорока лет назад, Бунуюэль находится на закате на только карьеры, но и жизни. После «Скромного обаяния буржуазии» этот неутомимый режиссёр и сценарист успел выпустить только две картины. Его часто премировали в Каннах, иногда в Венеции и никогда в Америке. Фильм «Скромное обаяние буржуазии» разрушил эту стену, и будь Бунюэль помоложе, он бы наверняка ещё не раз взошёл бы на сцену за статуэткой. У его романа с Голливудом мог получится и вовсе хэппи-энд, но в 1979 последний труд Луиса Бунюэля «Этот смутный объект желаний» ограничился номинацией на Оскар. Это было слишком красиво, чтобы стать правдой.

Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.

Жестяной барабан

Германия (ФРГ), Франция, Югославия, Польша, 1979 / Реж.: Фолькер Шлёндорф / В ролях: Марио Адорф, Ангела Винклер, Давид Беннент, Катарина Тальбах, Тина Энгель и др.

В чём только не обвиняли Фолькера Шлёндорфа за его победителя Каннского фестиваля 1979 и Оскара за 1980 год – и в покушении на моральные устои, и в издевательском отношении к истории, и даже в пропаганде детской порнографии. Но несмотря на массовые иски в гражданские суды и протесты церковных ханжей, а, может быть, и благодаря им, «Жестяной барабан» обрёл статус культового кино и по мнению многих знатоков входит в список ста лучших кинопроизведений - величие замысла романа Гюнтера Грасса получило идеальную реализацию гением Шлёндорфа : история Германии первой половины двадцатого столетия в лицах и характерах глазами мудрого вечного ребёнка.

Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.

Новый кинотеатр «Парадизо»

Италия, Франция, 1988 / Реж.: Джузеппе Торнаторе / В ролях: Филипп Нуаре, Жак Перрен, Сальваторе Кашо и др.

После тотального доминирования на Оскаре с первых лет основания награды «лучшему фильму на иностранном языке» и по 70-е целых итальянское кино пребывало в забытьи целых пятнадцать лет, пока Торнаторе не начал новый «апеннинский» этап. Фильм замечателен не только мастерской режиссурой, но и блистательной актёрской работой Филипа Нуаре. А для нашего зрителя дополнительную привлекательность «Новому кинотеатру» придаёт эпизодическое, но яркое присутствие Тано Чимарозы, самого обаятельного иностранного жулика, гостившего в России - от «которого ещё никто не уходил» и «которого ещё никто не убивал». Речь разумеется о Розарио Агро. Но подлинное величие «Нового кинотеатра» ожидает верного и терпеливого зрителя в последних пяти минутах, в которых компактно разместилась вся история кино.

Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.

Жизнь прекрасна

Италия, 1997 / Реж.: Роберто Бениньи / В ролях: Роберто Бениньи, Николетта Браски, Джорджио Кантарини и др.

Последний триумф истинного итальянского кино (представители этой страны уверенно держат первое место среди неамериканцев, завоевав десять наград «лучшему фильму на иностранном языке») состоялся в 1998-м году, когда Академией был отмечен Роберто Бениньи как режиссёр фильма «Жизнь прекрасна» и как актёр сыгравший в ней главную роль – редкостный случай, когда лучшим актёром становится представитель неанглоязычного кино. Сказочное кинополотно является настоящей квинтэссенцией итальянского кинематографа, подарившего миру Феллини, Висконти, Пазолини, Антониони, де Сика – иронию, меланхолию, сатиру и трагедию. Оскар для фильма, затрагивающего тему Холокоста – это, конечно, не новость. Ни для кого не секрет, что Голливудом правят евреи, что выражается в огромном количестве золотых статуэток авторам антинацистских произведений, что зачастую является их единственным достоинством. Немало таких оказалось и среди иностранных победителей – «Вся жизнь впереди» Моше Мизрахи, «Сад Финци-Контини» Витторио де Сика, «Магазин на площади» Яна Кадара и Эльмара Клоса. Но лишь Бениньи удалось в столь острой и болезненной теме избежать излишнего пафоса и навязчивого стремления выдавить слезу, с успехом компенсировав их наиболее привлекательными чертами еврейского характера – чувством юмора, в том числе и над собой, и неутомимой предприимчивостью, даже в последнюю минуту жизни.

Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.

Всё о моей матери

Испания, 1999 / Реж.: Педро Альмодовар / В ролях: Сесилия Рот, Мариса Паредес, Кандела Пеня, Антония Сан Хуан, Пенелопа Крус и др.

Испанская звезда снова воссияла на Оскаре. Вслед за Хосе Луисом Гарси, Луисом Бунюэлем, Фернандо Труэбой Академия увековечила имя Педро Альмодовара. Со второй попытки этот ЛГБТ-певец и создатель незабываемых женских характеров покорил Голливуд, заодно проложив туда дорогу и для исполнительницы одной из главных ролей Пенелопы Крус. Кино от Альмодовара, и «Всё о моей матери» тому яркое подтверждение, пестрит необычными персонажами самой разнообразной сексуальной ориентации, камера вертится, кружится, принимая неординарные ракурсы, то и дело внутри фильма выныривает ещё один, со своими героями и фабулой, а в финале нас ждёт очередная фантасмагорическая развязка.

Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.

Ничья земля

Босния-Герцеговина, Франция, Словения, 2001 / Реж.: Данис Танович / В ролях: Бранко Джурич, Рене Битораяц, Филип Шовагович, Жорж Сиатидис, Кэтрин Картлидж и др.

Кустурица – самый значительный балканский режиссёр, но победить на Оскаре удалось не ему, а его молодому коллеге боснийскому дебютанту Данису Тановичу, поставившему по собственному сценарию военную драму «Ничья земля». Герои фильма, два солдата из враждующих сербской и боснийской армий, по воле случая оказываются запертыми на ничейной полосе. Третий участник этой коллизии, ещё один босниец, чудом выживший и обнаруживший, что его успели заминировать так, что и пошевелиться трудно. Сюжет развивается на грани фарса и трагедии, герои то хватаются за автоматы, то начинают поддерживать друг друга, выражая слова сочувствия и соболезнования. Разрешить конфликт и разминировать раненого не представляется возможным. Но ведь всегда можно надеяться, что НАТО поможет, НАТО спасёт. Последний акт : Те же и НАТО…

Оскар. Лучшие европейские фильмы получившие Оскар.

Жизнь других

Германия, 2006 / Реж.: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк / В ролях: Ульрих Мюэ, Себастьян Кох, Мартина Гедек, Ульрих Тукур, Томас Тиме, Ханс-Уве Бауэр и др.

История Германии двадцатого века, как ничья другая, богата самобичеванием. Породили нацизм и Гитлера – Нюрнбергский процесс и покаяние, устроили Холокост – масштабные репарации всем жертвам, их родственникам, родственникам родственников и покаяние, поддерживали экономику за счёт рабского труда соседних народов – фонд «Память, ответственность и будущее», занимающийся компенсацией узникам фашизма, и покаяние, устроили режим социалистического концлагеря на территории бывшей ГДР по примеру советского - вскрытие архивов ШТАЗИ и покаяние. И фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Жизнь других». Пусть не все согласны с чересчур уж резкой трансформацией главного героя из ответственного безукоризненного офицера госбезопасности в лицо, сочувствующее диссидентам и спасающего одного из них, но актуальность картины, её жестокая правда и Ульрих Мюэ в роли капитана ШТАЗИ покорили зрителей по обе стороны океана – Лондон, Роттердам, Сезар, Локарно, Варшава, Бодил, Давид ди Донателло, БАФТА и Оскар.

Из последних европейских лауреатов Оскара наибольшего внимания заслуживают картины двух больших мастеров - Ханеке и Соррентино : "Любовь" и фильм "Великая красота"
  • +4
  1. В закладки
  2. Жалоба
Комментрии
Загрузка...

Обсуждения

  1. Уолтер Вайт Уолтер Вайт25 апрель 18:37 Ну что ж так долго всё развивается. Когда уже начнётся веселуха имени во все тяжкие? Где мля Уолтер... Лучше звоните Солу
  2. Лена Лена23 апрель 18:52 Вполне милый мультик.... Тайная жизнь домашних животных
  3. Eva Eva23 апрель 00:40 В арии тореодора половины музыкальных инструментов не хватает . И дирижер полный мудило... Квартет
Все отзывы