» » Лучшие фильмы Михаэля Ханеке. Путь к победам на фестивалях.
Загрузка...

Лучшие фильмы Михаэля Ханеке. Путь к победам на фестивалях.

06 март 2015 4 814 0
Лучшие фильмы Михаэля ХанекеЛучшие фильмы Михаэля Ханеке


Выходец из известной мюнхенской актерской семьи, в ходе Второй мировой войны иммигрировавшей в Австрию, Михаэль Ханеке ни секунды не мыслил себя вне киносреды, будучи сыном известных в Германии актера Фрица Ханеке и актрисы Беатрисы фон Дегеншильд. Получив в Венском университете образование по специальностям философии, психологии и театра (свое знакомство с театром Ханеке описывает так :

это было в 1948 году в Венском театре. Спектакль назвался «Гамлет» с Лоуренсом Оливье в заглавной роли. Я помню, как погас свет в зале и поднялся занавес, помню, как грозно мерцал на заднем плане замок, о который бились морские волны, помню музыку, создававшую тревогу в душе. Потом я начал плакать и бабушка вывела меня из зала. Первый блин вышел комом, но я однозначно попался на крючок),в 1967 году он отправился покорять телеэфир и некоторое время работал на одном из немецких телеканалов в качестве режиссера, продюсера и сценариста.

За это время Ханеке создал серию проектов для театра (пьесы Стриндберга, Гете и Генриха фон Клейста) и телевиденья («После Ливерпуля», «Лемминги. История первая», «Лемминги. История вторая», «Три пути на озеро» и другие), но можно не сомневаться, что амбиции молодого режиссера распространялись дальше – в большое кино. Он просто ждал импульса, ждал своего сюжета. И в 1988 году сюжет пришел, обозначив раз и навсегда приоритеты Ханеке в кино. А импульсом можно считать отказ телевизионных каналов ставить в сетку подобное действо. Так, в возрасте сорока семи лет наш герой выпустил свой первый кинофильм.

Предлагаем вам подборку лучший фильмов от маэстро авторского кино - Михаэля Ханеке. Здесь нет первого и последнего место, это просто одни из лучших фильмов всего кинематографа.


Лучшие фильмы Михаэля Ханеке. Путь к победам на фестивалях.

Седьмой континент / Der siebente Kontinent.


1989, Австрия / Реж. :Михаэль Ханеке / В ролях: Биргит Долл, Дитер Бернер, Лени Танцер, Удо Замель, Сильвия Фенц, Роберт Дитль и др.

Ханеке о своем фильме :
Это фильм о жизни Георга, его жены Анны и их дочери Евы в течение трех лет,
Это фильм о создании успешной карьеры в буржуазном мире,
Это фильм о цене, которую нужно заплатить за получаемый комфорт,
Это фильм о ментальной близорукости,
Это семейный фильм о причинах и
Фильм о неминуемых последствиях.


Прочитав в прессе заметку о самоубийстве вполне успешной среднестатистической австрийской семьи, Михаэль Ханеке в 1989 году снимает свой дебютный кинопроект.

Разбитый на три части фильм показывает рутинное существование обычной австрийской семьи из троих человек. Каждый день проходит одинаково : Георг, отец семейства, делает хорошую карьеру инженера, попутно преодолевая трудности общения с родителями, Анна, мать, владеет магазинчиком и работает окулистом, уделяя при этом много времени своему ущербному брату, Ева, дочь, учится в младших классах и отличается немного странным поведением. В общем, нормальная буржуазная семья. В течение двух частей фильма, а дальше начинается то, за что принято любить и ненавидеть Ханеке.

Об одном из эпизодов фильма режиссер высказался так :
Самым табуированным моментом в «Седьмом континенте» является сцена уничтожения денег. Для современного западного общества это может быть пострашнее, чем убить своих родителей. В привычной для себя манере режиссер на объясняет мотивов поступков своих героев, а только скрупулезно документирует их деятельность, обращая особое внимание на детали. На Международном кинофестивале в Локарно, где прошла премьера «Седьмого континента», картина выиграла Бронзового леопарда.



Лучшие фильмы Михаэля Ханеке. Путь к победам на фестивалях.

Видео Бенни / Benny's Video.


1992, Австрия, Швейцария / Реж. :Михаэль Ханеке / В ролях: Арно Фриш, Ангела Винклер, Ульрих Мюэ, Ингрид Штасснер, Штефани Бреме и др.

Ханеке о своем фильме :
Основный момент, на котором зиждется «Видео Бенни» - это метаморфоза обычного сценария «мальчик встречает девочку – мальчик целует девочку» в современный медиасценарий «мальчик встречает девочку – мальчик убивает девочку».

Молодой человек по имени Бенни живет в своем собственном мире, наполненном видеокамерами, мониторами и экранами, постоянно показывающими сцены из американских второсортных боевиков и фильмов в жанре «трэш» типа Ллойда Кауфмана. Особой любовью у Бенни пользуется собственная запись убийства свиньи на ферме родителей. Собственно, с этой документальной хроники «Видео Бенни» и начинается.
Вполне логичным следующим шагом для юноши с патологически спокойным лицом и зловещими идеями выглядит личный опыт знакомства со смертью. Убив с помощью духового пистолета едва знакомую девочку, Бенни тут же сознается во всем родителям. Те, пребывая в шоковом состоянии (одна из лучших сцен картины), выполняя свой родительский долг, решают защитить сына и замести следы преступления.

Вернувшись из заокеанской поездки, куда заботливые папа и мама отправили его развеяться, Бенни идет в полицию и сдает им своих родителей. На вопрос копов, зачем он это делает, молодой человек отвечает : «Просто». А отцу с матерью Бенни говорит : «Простите». Эти два коротких слова идеально подводят черту этой провокационной картины, выигравшей, к слову, награды ФИПРЕССИ и Венского кинофестиваля.

Интересный момент : В «Видео Бенни» мы впервые видим на экране противостояние Ульриха Мюэ и Арно Фриша, которое продолжится с более кровавыми последствиями в «Забавных играх».
Но это будет потом, а пока…



Лучшие фильмы Михаэля Ханеке. Путь к победам на фестивалях.

71 фрагмент хронологической случайности / 71 Fragmente einer Chronologie des Zufalls.


1994, Австрия, Германия / Реж. :Михаэль Ханеке / В ролях: Габриэль Космин Урдес, Лукас Мико, Отто Грюнмандль, Энн Беннент, Удо Замель и др.

Ханеке о своем фильме :
Вопрос не в том «как показать насилие», а в том «как показать зрителю его реакцию на насилие».

Ханеке называет эту картину завершением своей «ледяной» трилогии и снова использует немотивированный (якобы) акт насилия в качестве фона для развития сюжетной линии. Вернее, нескольких сюжетных линий, так как в этом фильме режиссер решил применить рваный тип повествования (о чем ненавязчиво и говорит нам название) – в течение полутора часов мы наблюдаем несколько параллельных историй, которые пересекутся лишь в финале, роковом для четверых героев.

Данный прием ныне весьма популярен. К примеру, совсем недавно плодотворно поработал в подобной стилистике Гас Ван Сент – «»Слон», «Параноид-парк». За первый из двух фильмов американец получил Золотую пальмовую ветвь в 2003-м году. Сюда же можно отнести картины Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Сука-любовь», «21 грамм» и «Вавилон», принесшие ему мировую славу. Шведский режиссер Рубен Остлунд о таком признании пока еще только мечтает, работая в схожем ключе – «Добровольно-принудительно», «Игра».

Пожалуй , «71 фрагмент случайности» можно назвать явным претендентом на титул «самого слабого фильма Ханеке» (что не помешало ему выиграть три награды на Каталонском кинофестивале и одну на Чикагском), но, думается, режиссер учел ошибки и достал сильнейший козырь из рукава – снял шокирующий, анархистский, безбожный, сумасшедший – это ряд можно продолжать долго – фильм.


Лучшие фильмы Михаэля Ханеке. Путь к победам на фестивалях.

Забавные игры / Funny Games.


1997, Австрия / Реж. :Михаэль Ханеке / В ролях: Сюзанна Лотаря. Ульрих Мюэ, Арно Фриш, Франк Гиринг, Штефан Клапчински и др.

Ханеке о своем фильме :
«Забавные игры» - кино антижанровое. Фильм – это всегда манипулирование, будь то романтическая комедия или боевик, но в нашем случае мы возвели манипулирование зрительским сознанием в квадрат или даже в куб.

В качестве теоретической базы для фильма Ханеке написал эссе под названием «Насилие + Медиа», обозначив в нем свое отношение к жестокости и агрессии, заполонивших экраны. Недалекий зритель может удивиться – как же так, ведь он сам постоянно убивает людей в своих фильмах? Но это поверхностная точка зрения, потому что сам акт убийства не играет роли и чаще всего даже не показывается, в фокусе всегда реакция окружающих – убийц, их жертв, посторонних обывателей, общества в целом.

В «Забавных играх» Ханеке идет еще дальше : один из злодеев (Пол в исполнении Арно Фриша) постоянно заигрывает со зрителем – обращается в камеру, комментирует поступки героев, свои и оппонентов, подмигивает нам и заговорщицки улыбается.
на Каннском кинофестивале после тарантиновских «Бешенных псов» фильм Ханеке был первым, при демонстрации которого на билеты наносились специальные аннотации, предупреждающие о шокирующем содержании картины.

Для читателей, не имевших удовольствия видеть этот провокационный фильм, мы не станем раскрывать все карты и обойдемся без спойлеров (только один, но очень вкусный : на премьере в Каннах в эпизоде, где Анна застрелила Питера/Дики/Бивиса, зрительский зал, поверив, что наступил перелом и сейчас садисты будут наказаны, разразился аплодисментами (аплодировали убийству), но дальнейший знаменитый ход с пультом ДУ поверг всех шок – наступила абсолютная тишина. Многие не смогли вытерпеть до финальных титров изуверские выходки Пола и Питера и покинули зал). Главное, что следует знать – Ханеке своим бескомпромиссным и антиконвенциональным триллером славно прошелся по стереотипам и сюжетным клише кинокартин данного жанра, преимущественно американского производства. Возможно, цель, по мнению режиссера, не была достигнута, потому что в 2008 он принял беспрецедентное решение и переснял «Забавные игры» - 1997 в США с местными актерами. Но об этом позже, а сначала...



Лучшие фильмы Михаэля Ханеке. Путь к победам на фестивалях.

Код неизвестен / Code Unknown: Incomplete Tales of Several Journeys.


2000, Франция, Германия, Румыния / Реж. :Михаэль Ханеке / В ролях: Жюльет Бинош, Тьерри Нёвик, Йозеф Бирбихлер, Александр Хамиди, Маймуна Хелен Диарра, Она Лу Йенке, Джибрил Куят, Луминица Георгиу, Гренгута Харитон и др.

Ханеке о своем фильме :
«Забавными играми» я окончил свою «австрийскую гражданскую войну» и начал Мировую войну.

«Забавные игры» -1997 завершили австрийский период творчества Михаэля Ханеке. Отныне его проекты финансируются преимущественно во Франции, тематика картин существенно расширяется, а исполнять задуманное режиссером будут французские топ-артисты. Первой настоящей звездой в карьере Ханеке стала Жюльетт Бинош, сыгравшая главную роль в картине «Код неизвестен».

Но это в теории, а на практике Ханеке пришлось пережить серьезный стресс и оказаться на грани крушения всей карьеры. После «Забавных игр» режиссер снова взялся за сценарий фильма «Время волков», написанный им еще в конце 80-х. И, как и в первый раз, едва начавшись, проект был закрыт из-за свертывания финансирования. Ханеке был в отчаянии, но в ситуацию вмешалась та самая первая звезда – Жюлетт разыскала телефон Михаэля, позвонила и спросила, не желает ли господин Ханеке снять кино с ней в главной роли. Так появилась лента «Код неизвестен».
И пусть она не пользуется популярностью у любителей режиссера и находится в тени будущих работ, но не будь ее и, возможно, не было бы такого Ханеке, каким мы его знаем.

Что касается деталей, то «Код неизвестен» очень напоминает третью часть «ледяной» трилогии - «71 фрагмент хронологической случайности» - снова отдельные фрагменты (на этот раз их 27), показывающие мгновения жизни героев, снова долгие планы в стиле Белы Тарра, снова финальная сцена, в которой сойдутся главные действующие лица. Единственная перемена – минимум насилия в это раз и более акцентированное, нежели это было в австрийском периоде творчества, внимание к иммигрантам, их влиянию на облик современной Европы.
Фильм снова дебютировал в Каннах и был удостоен Награды экуменического жюри.



Лучшие фильмы Михаэля Ханеке. Путь к победам на фестивалях.

Пианистка / The Piano Teacher.


2001, Австрия, Франция, Германия / Реж. :Михаэль Ханеке / В ролях: Изабель Юппер, Анни Жирардо, Бенуа Мажимель, Сюзанна Лотар, Удо Замель и др.

Ханеке о своем фильме :
Самым сложным моментом в работе над «Пианисткой» было создать фильм непристойный и грязный, но абсолютно не порнографический.

«Пианистка», снятая по книге Нобелевской лауреатки и землячки Ханеке Эльфриды Елинек, писательницы весьма своеобразной и противоречивой, стала самым удачным проектом режиссера, принеся ему шестнадцать наград на различных фестивалях и возведя его наконец-то в ранг главных кинотворцов современности. Исполнители главных ролей Изабель Юппер и Бенуа Мажимель также сполна ощутили успех «Пианистки» - оба получили награды лучшим актерам фестиваля. Для одной из самых титулованных актрис Европы и мира Изабель Юппер, конечно, это не единственный приз в жизни, а вот Бенуа Мажимелю «Пианистка» принесла признание и славу.

Что касается сюжетных хитросплетений, то здесь достаточно будет снова упомянуть имя Елинек, воинствующей феминистки, в своих произведениях много и со вкусом описывающей сексуальные девиации и находя каждый раз полсотни новых эпитетов для мужского полового члена.
«Пианистка» - это первая картина из большой четверки Ханеке (на данный момент четверки), которая входит в список лучших киноработ двадцать первого века.



Лучшие фильмы Михаэля Ханеке. Путь к победам на фестивалях.

Время волков / The Time of the Wolf.


2002, Франция, Австрия, Германия / Реж. :Михаэль Ханеке / В ролях: Изабель Юппер, Беатрис Даль, Патрис Шеро, Рона Хартнер, Морис Бенишу, Оливье Гурме и др.

Ханеке о своем фильме :
Мне хотелось представить, как станут поступать представители нашей цивилизации , когда в кране закончится вода, лампочка перестанет гореть и отключится интернет.

Снова пригласив Юппер на главную роль, Ханеке снял весьма не типичное для себя кино. Дело в том, что после всех ранних минималистских психологических исследований, посвященных современной европейской цивилизации, режиссер обратился к жанру научной фантастики. «Время волков» - рассказывает историю одной семьи после наступления апокалипсиса.

Разумеется, это все тот же Михаэль Ханеке – папа, мама и дети спасаются от приближающейся катастрофы, пессимистический взгляд на современного человека, долгие планы, резкая неожиданная смерть одного из героев.

Характерный момент : «Время волков» - первая картина в фильмографии режиссера, где в кадре ни разу не появится телевизор или видео в том или ином виде (роль медиа пришлось взвалить на себя радио).

Как и в случае с лентой «Код неизвестен», эта работа служит своеобразным «intermezzo» – находится между двух замечательных, обласканных прессой и зрителями картин, и на их фоне выглядящей проходной.



Лучшие фильмы Михаэля Ханеке. Путь к победам на фестивалях.

Скрытое / Caché.


2004, Франция, Австрия, Германия, Италия, США / Реж. :Михаэль Ханеке / В ролях: Даниель Отой, Жюльет Бинош, Морис Бенишу, Анни Жирардо, Бернар Ле Кок и др.

Ханеке о своем фильме :
Это история о чувстве вины и об отрицании чувства вины. Хотя главные антагонисты – француз и араб, эта картина не политическая, а философская.

Второй большой фильм Ханеке, второй фильм с Жюльетт Бинош в главной роли, второй большой успех на Каннском фестивале (Награда лучшему режиссеру). Как всегда снятая Ханеке по собственному сценарию, картина «Скрытое» рассказывает историю успешной французской супружеской пары Жоржа и Анны Лоран, в безмятежное существование которых врывается воспоминание о жестоком поступке из прошлого (врывается с помощью видеокассеты – а как же еще?).

Будучи еще шестилетнем ребенком, Жорж совершил гнусность по отношению к мальчику-сироте, работавшем у его родителей. Прошло почти сорок лет, и Жорж успел вырасти, жениться, родить сына, сделать карьеру на телевидении, но, оказывается, что все время, даже не осознавая этого, он жил мучаясь укорами совести. Вот только ничего уже исправить нельзя, и скрытый грех, вырвавшись наружу, рушит устоявшуюся жизнь Жоржа до основания.



Лучшие фильмы Михаэля Ханеке. Путь к победам на фестивалях.

Забавные игры / Funny Games.


2007, США, Франция / Реж. :Михаэль Ханеке / В ролях: Наоми Уоттс, Тим Рот, Майкл Питт, Брэйди Корбет, Девон Джирхарт, Бойд Гейнс и др.

Ханеке о своем фильме :
Представители киноиндустрии, американской особенно, привыкли недооценивать своего зрителя. Я верю, что наша аудитория глубоко интеллигентна и умна, нужно только дать ей шанс воспользоваться своими мозгами.

Анонсированный нами неординарный и беспрецедентный проект Ханеке, решившегося на рискованный шаг – кадр в кадр переснять свой собственный фильм, поменяв при этом зык повествования, место действия и исполнителей главных ролей – вместо незнакомых широкой публике немецких и австрийских актеров были приглашены голливудские звезды Тим Рот, Наоми Уоттс и Майкл Питт. Сам австриец, горделиво улыбаясь, утверждает, что никто и никогда не переснимал свое собственное кино настолько точно.

Хотя все могло сложиться по-другому. Продюсер фильма Крис Коэн говорит, что просил Ханеке отказаться от роли режиссера, но австриец наотрез отказался от этого предложения, заявив, что «Забавные игры» - это единственная его работа, которую он никому не доверит. Также Ханеке поставил строгое условие приглашения Наоми Уоттс на роль Анны.

Новые герои, конечно, намного более знамениты прежних, их лица и фигуры куда как привлекательнее, их прически модны и их одежда тоже выглядит красивее. Но что касается, собственно, актерской игры, то никаких преимуществ у американцев нет и в помине, и это еще не говоря о свежести идеи фильма, ведь «Забавные игры» - 1997 нельзя назвать малозаметным событием, так что попытки Майкла Питта и его милого друга удивить просвещенного зрителя выглядят неубедительно. Да, и вообще, всемирная популярность Рота, Уоттс и Питта («Четыре комнаты», «Малхолланд Драйв», «Порок на экспорт», «21 грамм», «Разрисованная вуаль», «Последние дни», «Винсент и Тео», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Легенда о пианисте») не лучшим образом сказалась на изначальной идее фильма, лишив его анонимности и обезличенности.



Лучшие фильмы Михаэля Ханеке. Путь к победам на фестивалях.

Белая лента / The White Ribbon.


2009, Германия, Франция, Италия, Австрия / Реж. :Михаэль Ханеке / В ролях: Леонард Проксауф, Мария-Виктория Драгус, Мильян Шателейн, Тибо Серье, Роксана Дюран и др.

Ханеке о своем фильме :
Все началось десять лет назад, когда я написал сценарий фильма, рассказывающего о детском хоре в протестантской церкви на пороге Первой мировой войны. Конечно, за прошедшее время некоторые задумки изменились, но генеральная линия детей, воспитанных фальшивыми идеалами, согласно которых они потом будут судить своих родителей, осталась.

Если кто и подумал, что Ханеке больше нечего сказать, раз он переснимает собственные фильмы, то таковым скептикам пришлось кардинально изменить свое мнение, ведь австрийский мастер выстрелил золотым каннским дуплетом. Первый выстрел случился в 2009 году, когда Золотую пальмовую ветвь получила его шедевральная историческая драма «Белая лента».

«… угнетающее и впечатляющее моральное полотно, не оставляющее ни героям фильма, ни зрителям возможности закрыть глаза на нарастающее в обществе насилие»
«… все в «Белой ленте» является правдой. Именно поэтому вынести этот фильм чрезвычайно тяжело»
«… несмотря на мрачность и циничность темы автора фильма следует считать гуманистом и нонконформистом»
«… насилие и зло в предыдущих картинах режиссера казались дистанцированными и искусственными, в «Белой ленте» мы сполна чувствуем их силу в реальности»
«… великолепно подобранный детский актерский состав, именно они – настоящие звезды фильма»
«… потрясающий атмосферный фильм ужасов, лишенный каких бы то ни было хоррор-образов»
«… австрийский режиссер открывает зрителю глаза и учит видеть по-новому»
«… очень жестокий рассказ о зарождающихся в детстве зернах фашизма в условиях религиозного лицемерия и авторитаризма ».

Этими и подобными выражениями пестрели колонки газет и журналов, сам же Ханеке как всегда лаконично и точно, обрисовал свою работу следующим образом : «Белая лента» рассказывает историю рождения терроризма в любом его проявлении будь то политический, религиозный или какой-нибудь иной его вид».

Кроме Каннской Золотой пальмовой ветви «Белая лента» в общей сложности насобирала 44 награды, среди которых Золотой глобус, главные призы Сан-Себастьяна, Чикаго, Европейской ассоциации кино.




Лучшие фильмы Михаэля Ханеке. Путь к победам на фестивалях.

Любовь / Love.


2012, Франция, Австрия, Германия / Реж. :Михаэль Ханеке / В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Эмманюэль Рива, Изабель Юппер, Александр Таро, Уильям Шимелл и др.

Последний на данный момент фильм Ханеке снова снял во Франции с Жан-Луи Трентиньяном, Эмманюэль Рива и Изабель Юппер в главных ролях.
Михаэль Ханеке, которому в марте исполнилось семьдесят лет, занялся съемками картины на тему, волнующую любого человека, достигшего такого почтенного возраста – ужасы старения. Команду для реализации данного проекта он выбрал себе под стать : Трентиньяну – 81, Рива – 85, да и Юппер уже далеко не юная девушка – 55.

Итог : очередной успех Ханеке, очередная Золотая пальмовая ветвь и факт, что режиссер достиг такого уровня просветления, что больше не делает вышеуказанных «Intermezzo» - каждый новый фильм – в яблочко.


И в заключение, Михаэль Ханеке, прямая речь :
Кино – это 24 вранья в секунду, стоящие на службе поиска истины.
Мой любимый режиссер современности – это Аббас Киаростами, который смог достичь легкости, до которой так трудно добраться.
Порнография в кино для меня суть тоже, что и фильмы о войне или пропагандистские фильмы – все они служат цели превращения элементов непристойного, ужасного, лживого в обычные потребительские вещи.

Насилие в моем кино показывается в том виде, каким оно есть в реальности : страдания жертвы, торжество убийцы – зрителю доводится понять, что значит проявлять насилие. Поэтому, мое кино вызывает дискомфорт или даже физическую боль, но такова цена правды.
Меня постоянно обвиняют в попытках изнасилования зрителя моими картинами, но всего лишь хочу его «изнасиловать в независимость».
Мое кино создано как полемический протест против американского «револьверного» шутер-жанра, презирающего думающую аудиторию. Мне кажется, что нужно задавать вопросы, а не давать мгновенные фальшивые ответы.
  • +2
  1. В избранное
  2. Жалоба
Комментарии

Обсуждения

  1. vladimir_uzdenov vladimir_uzdenov27 май 13:30 Kokoyta idiot razgovorivayetv zade... Форсаж 8
  2. Cartmont Cartmont26 май 23:04 Посмотрел все существующие на данный момент эпизоды. Успел найти только два минуса. Сериал не... Готэм
  3. Cartmont Cartmont26 май 22:57 Легкий и ненавязчивый сериал, поклонникам творчества DC думаю понравиться.... Флэш
Все отзывы