» » Иранское кино на мировом олимпе

Иранское кино на мировом олимпе

02 февраль 2012 7 743 0
Иранское кино на мировом олимпе

Берлинале-2011 закончился полным триумфом кинокартины иранского режиссера Асгара Фархади «Развод Надера и Симин», семейной драмы с обязательным для фильмов этой страны набором различных религиозных тонкостей. Наряду с главной наградой фестиваля «Развод Надера и Симин» также получил Серебряных медведей за лучшую актерскую игру – коллективную женскую и коллективную мужскую.

 

До Фархади покорять европейского и мирового зрителя удавалось и другим персидским режиссерам, таким как Аббас Киаростами, Мохсен Махмальбаф, Джафар Панахи. Историю этого успеха принято начинать с 1979 года - года исламской революции, сделавшей Иран исламской республикой. Новая власть решила поднять национальный кинематограф на соответствующий такому большому по площади (три территории Франции), обладающему древнейшей культурой государству уровень. Почти столетняя история кино Ирана до революции не содержит никаких великих произведений, в основном все они неудачные подделки голливудских и болливудских работ. После 1979 года иранские фильмы, помимо разных локальных успехов, выигрывали все три главных европейских фестиваля – Венецию, Канны и Берлин.

 

Идеализировать кинопроцесс Ирана не стоит - проблемы внутри страны отражаются и на сегменте культуры, кинокультуры в частности. Дав возможность молодым режиссерам изучать искусство кино в теории и на практике в специально созданных факультетах и киношколах, исламское правительство осуществляет жесткую цензуру полученных результатов. В год здесь производится от 50 до 70 картин, и 5-7 из них представляют художественную ценность. Это чисто фестивальное кино, уже два десятка лет успешно представляющее Иран на мировых кинофорумах. Но ирония кроется в том, что местные зрители лишены возможности насладиться лучшими экземплярами национального кинематографа. На пути этого кино в иранский прокат, как правило, стоит цензурный запрет. Творческие взгляды привели обладателя Золотого льва Венеции Джафара Панахи в тюрьму (сейчас он находится под домашним арестом, с запретом заниматься кинодеятельностью), Мохсена Махмальбафа подобные проблемы вынудили спасаться бегством (сейчас он занимается любимым делом вдали от Родины, пережив несколько покушений).

 

К счастью, для нас политика тоталитаризма уже в прошлом, поэтому мы можем видеть и оценивать главные достижения иранских режиссеров. Представлены они здесь без всяческой иерархии от максимально до менее успешных, а также вне хронологии. Так что читать можно в любом порядке, за исключением последнего пункта, и послужившего поводом для составления этого миникаталога. Этот самый последний пункт расположен на своем законном месте – заключительный на сегодняшний день большой иранский фильм, обещающий дальнейшие свершения этого специфичного кинематографа. .

 

 

Иранское кино на мировом олимпе
Кандагар | Safar e Ghandehar
2001, Иран, Франция
режиссер :Мохсен Махмальбаф
в ролях:Нилуфар Пазира, Хассан Тантаи, Саду Теймури, Хоятала Хакими, Захра Шафахи, Сафдар Шоджаи, Моллазахер Теймури, Ике Огут, Моника Ханкиевич, Ноам МоргенштернНоам Моргенштерн
 </td
 

Фильм главы режиссерского семейства Махмальбафов – Мохсена Махмальбафа. Помимо него режиссерскую стезю избрала его супруга и обе их дочери. «Кандагар», снятый в 2001 году, является, пожалуй, самым известным фильмом Мохсена Махмальбафа. Журнал Time даже включил его в список «ста лучших кинокартин в истории», что, мягко говоря, не совсем соответствует объективному положению вещей, но, тем не менее, фильм является отличной энциклопедией ближневосточной жизни. На каждый укор по поводу вялого сюжета Махмальбаф уверено отвечает предельной честностью и натурализмом изображенных сцен.

 

Главная героиня картины гражданка Канады возвращается в афганский город Кандагар, чтобы отыскать и спасти свою сестру, которой, в свое время, повезло меньше, и она не сумела сбежать за границу с остальной семьей.

 

Доступен для скачивания по адресу : http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=179231

Премьера в мире
11
мая 2001
Иранское кино на мировом олимпе
Вкус вишни | Ta'm_e_guilass
1997, Иран, Франция
режиссер :Аббас Кияростами
в ролях:Хомаён Эршади, Абдолрахман Багери, Афшин Хоршид, Бахтиари, Сафар Али Моради, Мир Хусейн Нури Ахмад Ансари
 </td
 

Художественный фильм Аббаса Киаростами, пожалуй, самого известного режиссера родом из Ирана. В 1997 году эта картина, став победителем Каннского кинофестиваля, открыла Иран для мирового зрителя и проложила дорогу для других представителей «новой волны». Самому Киаростами этот успех принес не только славу, но и сделал Францию его вторым домом. Здесь он за последние годы участвовал в нескольких проектах, сотрудничая с местными студиями.

 

Наверное, «Вкус вишни» мог появиться только на востоке - монотонный, разговорчивый, загадочный, задумчивый. Также эта картина прочно закрепила за Киаростами репутацию режиссера, обожающего снимать своих героев за рулем автомобиля. Некто господин Бади, решивший свести счеты со своей жизнью, разъезжает по окрестностям родного города и ищет человека, который ему в этом замысле поможет.

 

Доступен для скачивания по адресу : http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3785666

Премьера в мире
28
сентября 1997
Иранское кино на мировом олимпе
Через оливы | Zire darakhatan zeyton
1994, Иран, Франция
режиссер :Аббас Кияростами
в ролях:Мохаммед Али Кешаварц, Фархад Херадманд, Зафирех Шива, Хуссейн Резаи, Тахерех Ладаньян
 </td
 

Чрезвычайно простой, минималистский фильм Аббаса Киаростами, интересный тем, что в его создании принимал участие Джафар Панахи, другой известный представитель иранской «новой волны» (в качестве ассистента режиссера и как актер), а также тем фактом, что эти по-восточному серьезные, философского склада ума художники, оказывается, умеют шутить. Этот фильм отнюдь не претендует на звание величайшего произведения искусства, однако, вызывает искреннюю симпатию своей поучительностью и наивной непринужденностью.

 

Команда столичного режиссера приезжает в отдаленный городок, пострадавший от кошмарного землетрясения, чтобы снять кино. На фоне страстей в кадре разыгрываются страсти в жизни двух местных актеров. Отличительный момент : на площадке работают только непрофессиональные актеры.

 

Доступен для скачивания по адресу : http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=551170

Премьера в мире
15
сентября 1994
Иранское кино на мировом олимпе
Дети небес | Children of heaven
1994, Иран
режиссер :Маджид Маджиди
в ролях:Мухаммад Амир Наджи, Амир Фаррух Хашемян, Бахаре Седдики, Нафизе Джафар-Мухаммади, Фереште Сарабанди
 </td
 

Картина режиссера Маджида Маджиди открыла Иран для американского зрителя, попав в оскаровский шорт-лист за 1999 год. Выиграть не удалось, но и получение номинации стало крупным успехом для молодого режиссера. Чтобы описать эту работу, мы воспользуемся словами одного КВНовского классика и скажем : «Побольше бы нам хороших добрых фильмов про страны, где беднее нас живут».

 

Али, девятилетний мальчик из простой рабочей семьи, потерял единственные туфли своей младшей сестры и теперь всеми силами пытается исправить положение. Али понимает, что для его бедного семейства покупка новой обуви – это не вариант, к тому же не хочется расстраивать больную мать и измученного отца. Поэтому брат и сестра, бедные, но находчивые дети, справляются со свалившейся проблемой своими скромными силами. В собственном маленьком мирке они стоят друг за друга, не позволяя ближнему потерять надежду и отчаяться.

 

Доступен для скачивания по адресу : http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3778372

Премьера в мире
28
апреля 1998
Иранское кино на мировом олимпе
Миг невинности | Nun va Goldoon
1996, Иран
режиссер :Мохсен Махмальбаф
в ролях:Мирхади Тайеби, Мохсен Махмальбаф, Ali Bakhsi, Аммар Тафти
 </td
 

Это выдающаяся работа Мохсена Махмальбафа. За короткий промежуток времени (каких-то 75 минут) зрителю предстоит испытать широкую гамму чувств – от неприятия и непонимания в начале до откровенного прозрения в конце. У многих людей, видевших этот фильм (автор этой статьи в их числе), есть мнение, что финальный стоп-кадр «Мига невинности» - величайший в истории кино. Это очень смелое заявление, но доказывать его словами бессмысленно. Лучше убедиться, посмотрев фильм.

 

В основе этой псевдо-документальной картины – эпизод из жизни Мохсена Махмальбафа. В 1974 году он, будучи 17-летним подростком и противником правящего режима, напал на полицейского и ранил его. Впоследствии был арестован и освобожден только после падения шаха. Но фильм не о революции, а об этом конкретном деянии, об его участниках, их чувствах и последующей судьбе.

 

Доступен для скачивания по адресу : http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1211996

Премьера в мире
13
августа 1996
Иранское кино на мировом олимпе
Цвет рая |Rang-e khoda
1999, Иран
режиссер :Маджид Маджиди
в ролях:Хосейн Махджуб, Мосен Рамезани, Саламе Фейзи, Фарахназ Сафари, Эльхам Шарифи, Бехзад Рафи
 </td
 

Еще один режиссерский опыт Маджида Маджиди, по сложившейся иранской традиции до этого работавшего актером и помощником режиссера в проектах своего старшего товарища Мохсена Махмальбафа. Этой картиной Маджиди продемонстрировал, что не нужно всегда изображать притесненных женщин в паранджах, арабские школы-медресе, где детям вместе со знанием Корана вменяется осваивание автомата Калашникова, переполненные инакомыслящими исламские тюрьмы и прочие отрыжки национального политического курса. Подобные сюжеты – не обязательное условие хорошего, правдивого иранского кино. Здесь есть место и для тем мирового масштаба без различия по религиозному или расовому признаку. Например, что делать, когда на пятом десятке ты не можешь вспомнить ни одного счастливого дня в своей убогой, заполненной копеечной работой, жизни, а на руках у тебя незрячий восьмилетний ребенок.

 

Уже первая сцена фильма, где на зрителя уставятся сотни слепых детских глаз, заставит дрогнуть и самое циничное обывательское сердце. Может быть, это и удар ниже пояса со стороны режиссера, но действует он безотказно.

 

Мохаммед учится в специальном интернате для детей с дефектами зрения. Когда приходят летние каникулы и все его друзья-одноклассники разъезжаются по домам, он остается сидеть на скамейке в одиночестве. Только через пару дней за Мохаммедом приедет отец, уже пожилой лысеющий господин, вдовец , оставшийся вместе с престарелой матерью и малолетними детьми – двумя дочерьми и Мохаммедом. Отец смотрит на своего ребенка, но в его глазах лишь страх и растерянность. Господин Ремзани вовсе не плохой человек, просто он намерен положить конец собственному мучительному существованию - снова жениться, привести в порядок дом для новой спутницы. Но что же делать с неполноценным сыном?

 

Доступен для скачивания по адресу : http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3781094

Премьера в мире
8
февраля 1999

 

 

За последние десять лет котирования на европейских фестивалях иранское кино демонстрирует заметный рост и успешное осваивание новых для себя тем и направлений. Победы фильмов Киаростами или Панахи, приходящиеся на 90-е годы, можно объяснить не столько чисто художественными качествами, сколько удачной конъюнктурой и патологической, доходящей иногда до абсурда, склонностью дирекций крупных фестивалей поощрять кинематограф стран третьего мира. Чего не скажешь о новейшей киноистории Ирана. Последние достижения режиссеров этой страны никак нельзя относить на счет излишней приязни жюри или удобной политической ситуации, хотя она и имеет место быть. Главная причина – в самом материале, который изготовлен мастерски, иногда – шедеврально.

 

 

Иранское кино на мировом олимпе
Круг |Dayereh
2000, Италия, Швейцария, Иран
режиссер :Джафар Панахи
в ролях:Нарджесс Мамизадех, Мэриэм Пэлвин Алмани, Mojgan Faramarzi, Elham Saboktakin, Monir Arab ...
 </td
 

Пожалуй, именно «Круг» Джафара Панахи, выигравший Золотого льва на рубеже веков, первое подтверждение изложенной выше теории. Предыдущие победы иранского кино имеют явственный покровительственно-снисходительный оттенок. Победе фильма Панахи в Венеции-2000 могут предъявить претензии разве что поклонники Ким Ки-Дука (его «Остров», действительно, необычайно сильное кино, но…). Режиссер очень удачно сумел смешать в своей картине самые разные концепции – здесь есть и «фонтриеровская» ручная камера, и затейливо скроенный сюжет, и неизменный восточный колорит.

 

Фильм представляет собой эстафету злоключений, по очереди передаваемых друг другу четырьмя главными героинями. С женщиной в Иране может случиться все, что угодно, говорит нам режиссер, намеренно не заостряя внимание ни на одной из героинь – на ее месте может оказаться любая.

 

Доступен для скачивания по адресу : http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2639743

Премьера в мире
6
сентября 2000
Иранское кино на мировом олимпе
Развод Надера и Симин | Jodaeiye Nader az Simin
2011, Иран
режиссер :Асгар Фархади
в ролях:Пейман Моади, Лейла Хатами, Саре Байат, Шахаб Хоссейни, Сарина Фархади, Мерила Зареи, Али-Асгар Шахбази, Бабак Карими ...
 </td
 

Было бы очень символично, чтобы «Круг» Джафара Панахи завершил победный марш иранского кино по самым престижным фестивалям, но это произошло только в 2011. И произошло, следует признать, очень красиво. Артхаусные фокусы Миранды Джулай («Будущее»), ультрасовременная трагедия Шекспира в режиссуре Ральфа Файнса («Кориолан»), элита американского актерского цеха под руководством дебютанта Джей Си Чандора («Пределы риска»), 26 апреля 1986 года глазами Александра Миндадзе («В субботу»), последний фильм венгерской легенды Белы Тарра («Туринская лошадь»). Это только то, что запомнилось автору больше всего из программы фестиваля, но после показа драмы Асгара Фархади ни у критиков, ни у зрителей сомнений не было : «Развод Надера и Симин» - это лучший фильм Berlinale-2011. Достойной наградой для него стал не только Золотой медведь, но и, как уже было сказано в начале статьи, Серебряные медведи актерским ансамблям. И это не из-за флага Ирана в паспорте режиссера Фархади, не из-за пребывания его земляка и коллеги Джафара Панахи на Родине под домашним арестом. Дело в самом фильме.

 

Доступен для скачивания по адресу : http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3914436

Премьера в мире
15
февраля 2011

 

 

Этим фильмом мы завершаем наш беглый обзор кинематографа Ирана, очень перспективного и уже громко заявившего о себе. Дальнейшее исследование мы доверяем Вам.

+1 1
  1. В избранное
  2. Жалоба
Комментарии

Новые отзывы

  1. roma_miasosalov roma_miasosalov17 сентябрь 06:53 Это дикий стеб на толерантность и остальные западные ценности... Клоун навсегда
  2. Андрей Андрей16 сентябрь 21:33 Это что, очередная гомодрама? Задолбали уже со своей толерантностью!... Клоун навсегда
  3. Коля Коля15 сентябрь 15:59 Не понравилось, что сделали обычный ремейк старого фильма. Было бы куда интереснее, если сюжет... Оно